-
Царь зверей в подарок
С момента своего основания Харьковский университет принимал немало подарков. Так, основатель университета В. Н. Каразин передал его библиотеке большое собрание книг. Благодаря личному подарку С. Потоцкого в 1804 году возникла нумизматическая коллекция университета, которая спустя некоторое время стала лучшим из подобных университетских собраний в Российской империи. Известный ботаник, почетный академик Н. С. Турчанинов подарил вуза собственную уникальную коллекцию растений и библиотеку. И этот перечень можно продолжать бесконечно.
Среди ЭТИХ подарков случались и необычные. Так, в период ректорства Д. И. Багалея, в сентябре 1909 года, известный промышленник, сахарозаводчик и один из самых известных в России меценатов П. И. Харитоненко подарил Alma Mater пятимесячного львенка. Маленький царь зверей был доставлен в Южноросийское общество акклиматизации в Университетском саду.
Открытие аквариума в университете
Сегодня, пожалуй, невозможно представить жизнь города без открытых для зрителей «домиков» морских животных — дельфинария, океанариума, многочисленных аквариумов и тому подобное. Между прочим, общение с подводными жителями далеко не всегда было таким доступным. Скажем, в 30-е годы ХХ столетия существование даже маленького аквариума вызвало большой интерес.
Именно поэтому настоящим событием городского масштаба стало установление в январе 1937 года в помещении биологического факультета Харьковского университета морского аквариума. В нем, в частности, можно было увидеть морские хризантемы — актинии, колыхающиеся в воде, крабов, передвигающихся между большими камнями. На одном из крабов размещался морской желудь, также из породы раков...
Открытие аквариума мало учебную цель. Ведь до сих пор студентам биологического факультета демонстрировали морских животных исключительно в заспиртованном виде, что не давало им полного представления обо всех особенностях жизни и деятельности жителей подводного мира. Итак, после открытия аквариума студенты получили возможность наглядного изучения особенностей живой фауны моря.
Лучший хор города
В 1853 году в Свято-Антоновском домовом храме Харьковского университета был создан студенческий хор, существовавший около 20 лет. Хор считали лучшим в городе, поэтому университетская церковь пользовалась большой популярностью.
С осени 1873 года в студенческом хоре пел выдающийся деятель русской сцены Н. Н. Синельников, который писал об этом в своих воспоминаниях: «Материальная нужда заставила меня принять участие в студенческом хоре, очень популярном в Харькове. Мы пели в праздничные и предпраздничные дни в церквях и выступали на концертах, исполняя украинские старинные песни ».
За свои выступления студенты получали небольшую плату. С 1875 года в харьковской университетской церкви пел лучший на то время хор Латинского, а с 1885 года — хор И. Туроверова. В этот период отдельные студенты продолжали петь в церковном хоре (некоторые даже освобождались за это от платы за обучение).
«Выгнать всех!»
Интересный эпизод, произошедший во время посещения Харьковского университета императором Николаем I весной 1850 года, описывает в своих мемуарах будущий преподаватель Санкт-Петербургского университета Петр Исаевич Вейнберг: «Среди студентов того времени был некто Сибилёв — «крепкий и высокий юноша с волосами почти огненного цвета, которое выглядело как жесткая щетина, и огромными, тоже щетинистыми бакенбардами; носить на лице это украшение не запрещалось». Разгневанный таким видом студента император приказал: «Выгнать всех, пусть останется хоть один, но чтобы был похож на человека».
После этого инцидента, по свидетельству автора воспоминаний, в университете началась «чистка», по результатам которой многие студенты были исключены. В следующем году император вновь приехал в Харьков, но не захотел посетить университет, обосновав это своей уверенностью в том, что его приказ был выполнен.
Улица имени Харьковского университета
В советский период возникло новое явление в социально-экономической жизни студенчества — студенческое строительное движение, получившее организационное оформление в конце 50-х годов ХХ века на целине. В стороне, конечно, не остались и студенты Харьковского университета, они строили дороги, тепломагистрали, строили дома и даже целые улицы. И сегодня существует на целине улица, построенная в 1956 году усилиями студентов первого студенческого строительного отряда Харьковского университета — улица имени Харьковского университета.
№ 77, зеленый
Как известно, в дореволюционных университетах существовала должность инспектора, в чьи обязанности входил надзор за поведением студентов. Одним из инспекторов Харьковского университета был человек по имени Гриппенберг, отставной полковник артиллерии, который решил присвоить студентам особые номера для предупреждения беспорядков. Об этом случае вспоминает студент университета Н. Леваковский: «Нас занумеровали, и сделано это было следующим образом: когда мы были на лекции и оставляли шинели и фуражки в так называемой сборной зале (каждый на своем месте), казенный портной приходил с готовыми нумерами, вырезанными из сукна, и нашивал их каждому на подкладке как шинели, так и фуражки. Нумера эти для студентов различных факультетов были для чего-то разного цвета.
Как теперь помню: я был № 77, зеленый. Цель этой нумерации состояла в том, чтобы субинспекторы имели возможность узнать фамилии студентов, захваченных ими, например, в гостинице. Но и эта военная хитрость мало помогала, студенты не оставляли шинели при входе, в общей передней, поэтому шалости продолжались».
Студенческие самопереписи: первые социологические опросы
С конца XIX века в студенческой среде стало распространенным проведение так называемых самопереписей — тематически разнонаправленных социологических исследований, которые проводились самими студентами.
В частности, в середине 1890-х годов перепись была проведена на медицинском факультете Харьковского университета в качестве практических занятий по антропологии, которая была посвящена исследованию факторов, положительно и отрицательно влияющих на студенческий организм.
В 1900 году студентами юридического факультета под руководством профессора Миклашевского был составлен опросный бланк, содержащий 50 вопросов. В целом получено до 100 ответов, которые, однако, остались необработанными.
Еще одна анкету для переписи студентов Харьковского университета была разработана накануне столетия со дня основания вуза. 19 декабря 1903 года по разрешению ректора университета Н. Куплеваского она была напечатана отдельным изданием. Анкета содержала 108 вопросов по всем аспектам жизни и деятельности университетской молодежи (образование, семья, материальное положение, питание, состояние здоровья, обучение, планы на будущее и т. д.).
В 1908 году старостат и профессиональный Союз студентов-юристов Харьковского университета обратились к руководителям статистично-экономического семинара юридического факультета с просьбой разработать программу экономической переписи студентов Харьковского университета, а также студентов-ветеринаров и слушательниц высших женских курсов. Просьба получила доброжелательный отзыв. Анкета с 29 вопросов и многих подвопросов, которые касались жилищных условий, питания, заболеваемости и одежды респондентов, была составлена в порядке практических занятий по статистике. При проведении переписи 1909 года в университете было роздано 4 279 опросных бланков, получено же 1 987, то есть всего ответило 46,4 %.
В целом в Харькове было проведено 7 таких самопереписей.
От студенческой амбулатории до городской студенческой больницы
В начале ХХ века студенты Харьковского университета, обеспокоенные проблемами лечения, пытались решить их самостоятельно и с помощью университетских преподавателей и врачей. В 1910 году возникло «Общество помощи больным нуждающимся студентам, которые учатся в высших учебных заведениях города Харькова», членами которого были сами студенты Харьковского университета (прежде всего, медики). Общество содержало студенческую амбулаторию, в которой, кроме ответственного врача-распорядителя, который находился на оплачиваемой службе, добровольно работало 50 врачей.
В 1911–1912 годах амбулатория оказала помощь 3 722 студентам. Общество оказывало помощь и на дому. Кроме того, оно мало для своих членов (их количество составляло около 3 000) бесплатные и льготные места в разных больницах, санаториях и тому подобное. Именно на базе этого общества и его амбулатории в 1921 году была создана студенческая больница имени П. И. Шатилова, которая функционирует и сейчас (студенческая больница № 20).
Известные имена студенческого оркестра и хора
Во второй половине XIX века при Харьковском университете существовали студенческий оркестр и хор. В 1888 году к ним записалось 25 человек. Первым дирижером стал преподаватель музыкального училища А. Э. фон Глен. В 1890 году по приглашению В. И. Сафонова фон Глен сначала становится профессором, а затем — помощником ректора Московской консерватории. Среди учеников профессора — известные во всем мире виолончелисты К. А. Миньяр-Белоручев, К. Вилкомирский, Г. Пятигорский и другие.
В дальнейшем дирижером оркестра и хора был И. Н. Туроверов, бывший студент историко-филологического факультета Харьковского университета. По данным 1908 года в хоре насчитывалось 40 студентов, в то время в университете действовал также и отдельный армянский хор.
Первый труд М. М. Ковалевского
Начиная с 60-х годов XIX века в кругах интеллигенции, в том числе среди студентов, становятся распространенными кружки самообразования. Их участников характеризовал, с одной стороны, интерес к теоретическим проблемам, а с другой — к живой действительности и перспективам ее преобразования.
О таком кружке вспоминает и студент Харьковского университета того времени М. М. Ковалевский, в будущем известный историк, юрист, социолог, этнограф, профессор Московского и Петербургского университетов, академик Петербургской академии наук. По свидетельству М. М. Ковалевского, в его доме на вечерних собраниях присутствовало большое количество людей, которые знакомили друг друга с достижениями естественных наук, медицины, истории и юриспруденции. «Все мы без различия специальностей интересовались исключительно общественными вопросами, не выходя при этом из чистой теории», — вспоминал М. М. Ковалевский.
С воспоминаниями о студенческом кружке у М. М. Ковалевского была связана память о его первой литературной работе, в которой автор изложил взгляды П. Ж. Прудона по принципу «экономической взаимности».